Хроника теплоходов

Первые российские теплоходы:
  • В 1903 году был создан теплоход "Вандал";
  • В 1904 году построили теплоход "Сармат";
  • В 1907 году был построен теплоход "Коломенский";
  • В 1908 году изготовили теплоход "Илья Муромец";
  • В 1908 году создали теплоход "Лезгин", мощностью 360 номинальных сил;
  • В 1908 году был создан танкер "Дело";
  • В 1910 построили колесный теплоход, использовавшийся для перевозки муки, под названием "Опыт", грузоподъемностью порядка 50 тонн.
  • В 1911 году сделан первый в мире колесный пассажирский теплоход "Урал" с 800 номинальных сил, но он в 1916 году сгорел.
  • В 1912 году на Коломенском заводе построен грузовой теплоход "Инженер Корейво" грузоподъемностью в семьдесят тысяч пудов и с мощностью 600 номинальных сил.
  • В 1913 году по проекту инженера Кабачинского Н.В. построен на Сормовском заводе теплоход-сухогруз "Данилиха" грузоподъемностью в 2000 тонн и мощностью в 300 номинальных сил.
  • В 1915 году создан первый буксир-теплоход в мире "Москвич" с горизонтальным двигателем.

Помимо больших, некоторые из которых перечислены в списке, создавались и переоборудовались под малые суда и теплоходы. На Волге к 1914 году было уже порядка двухсот теплоходов, а численность крупных составляла 48 штук, из которых 16 грузопассажирских и пассажирских, 12 грузовых и 20 буксиров. Так за весьма небольшой промежуток времени российская промышленность овладела полностью выпуском теплоходов. Полученный опыт позволил отойти от единичных опытных судов к масштабному серийному производству. Коломенский завод в 1907 году начал строительство целой серии пассажирских теплоходов, устройство которых включало винтовой привод. Заказчиком на серию выступило акционерная организация "Кавказ и Меркурий". Из этой серии первой судно было изготовлено к 1911 году, называлось оно "Бородино". До 1917 года продолжалось строительство серии данных теплоходов, в итоге было создано 11 теплоходов. Самыми долговечными судами этой серии был теплоход "Урицкий", первоначально имевший название "Царьград", теплоход "Парижская коммуна", называвшаяся "Иоанн Грозный" и, естественно, теплоход "Память тов. Маркина", называвшийся изначально "Багратион". На Волге они проработали до 1991 года.

Теплоходы за пределами России начали строить в Германии в 1911 году и в Дании и Великобритании в 1912 году. Первым океанским теплоходом стала датская "Зеландия" ("Sealandia"), которая была спущена на воду в 1911 году. Данное судно было весьма успешным: в продолжение первых двенадцати лет службы теплохода только один раз пришлось проводить ремонт двигателей. Теплоход "Зеландия" проработал до 1942 года.

Довольно массовыми теплоходы стали уже к тридцатым годам, по информации регистра Ллойда, они составляли 10% соотношение мирового гражданского флота в 1930 году. По информации того же источника, в 1974 году они уже приходились на 88,5% всего мирового гражданского флота.